Главная страница / Блог / Какие нарушения можно обосновать расчетом пожарного риска

Какие нарушения можно обосновать расчетом пожарного риска

Опубликовано

Очень часто нас спрашивают: «Какие нарушения по пожарной безопасности можно обосновать расчетом пожарного риска?». В этой статье мы подробно рассмотрим данный вопрос, разделив его на три пункта:

  1. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  2. Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
  3. Методики определения расчетных величин пожарного риска.

1. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Согласно ч. 1 ст. 6 № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

  1. в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
  2. в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Т.е. если на объекте защиты не выполняются требования нормативных документов по пожарной безопасности (СП, ГОСТ, ГОСТ Р, СНиП, ВСН, ВНТП и т.д.), то обеспечение пожарной безопасности объекта допускается подтвердить расчетом пожарного риска. Однако, не все так просто, давайте перейдем ко второму пункту статьи.

2. Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

В соответствии с ч. 8 ст. 6 № 384-ФЗ в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных включенными в указанный в ч. 1 ст. 6 № 384-ФЗ перечень национальными стандартами и сводами правил, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Обращаемся к ч. 1 ст. 6 № 384-ФЗ:

Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Перечень, о котором идет речь, — Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В обязательном перечне № 1521 представлены требования разных нормативных документов, невыполнение которых влечет за собой разработку специальных технический условий (СТУ). Разумеется, обосновать такие требования расчетом пожарного риска уже не получится. Но даже если Ваше нарушение не попало в этот перечень, то и это еще не все, переходим к 3-му пункту нашей статьи.

3. Методики определения расчетных величин пожарного риска

На сегодняшний день для расчета пожарного риска используется две методики:

  1. Приказ МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности»;
  2. Приказ МЧС РФ от 10.07.2009 № 404 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах».

На основании п. 4 Методики № 382 результаты и выводы, полученные при определении пожарного риска, используются для обоснования параметров и характеристик зданий, сооружений и строений, которые учитываются в настоящей Методике.

Т.е. расчетом пожарного риска допускается обосновать только те отступления от требований нормативных документов, которые учитываются непосредственно при расчете (ширина эвакуационных выходов, лестничных маршей и площадок, коридоров, длина эвакуационного пути, наличие или отсутствие систем противопожарной защиты и т.д.). Например, если на объекте защиты устройства для открывания окон в лестничных клетках располагаются выше 1,7 м от уровня площадки лестничной клетки или пола этажа (п. 5.4.16 СП 2.13130.2012), то данное нарушение расчетом пожарного риска обосновать нельзя.

При этом следует отметить, что такое ограничение присутствует только в Методике № 382, в Методике № 404, предназначенной для расчета пожарного риска на производственных объектах, такого требования нет. Однако, ВНИИПО для производственных объектов также советует придерживаться данному правилу (письмо ВНИИПО № 8-200 от 30.05.2017).

Итоги

Итак, если на объекте защите есть нарушения требований нормативных документов (СП, ГОСТ, ГОСТ Р, СНиП, ВСН, ВНТП и т.д.), эти требования не попали в обязательный перечень № 1521 и данные нарушения участвуют непосредственно при расчете пожарного риска, то их можно обосновать данным расчетом. В противном случае – требуется разработка специальных технических условий.

Рассмотрим пример. В общественном здании класса функциональной пожарной опасности Ф 4.3 ширина лестничного марша менее 1,20 м в свету, что является нарушением п. 8.1.6 СП 1.13130.2009. Согласно ч. 1 ст. 6 № 123-ФЗ данное нарушение обосновывается расчетом пожарного риска, но требование по ширине лестничного марша предъявляет и п. 6.9 СП 118.13330.2012, который попал в обязательный перечень № 1521. Таким образом, в соответствии с чч. 1, 8 ст. 6 № 384-ФЗ требуется разработка специальных технических условий.

Однако следует отметить, что, несмотря на вышесказанное, все же проверяющие органы иногда допускают расчет пожарного риска при незначительных нарушениях некоторых обязательных требований, так как разработка специальных технических условий не всегда целесообразна.